Перейти к списку литературы  Текущий журнал 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209

ром 8-9 мм с наконечником в виде шарика или кольца. Проволоку вводят через опущенную в затопленный колодец и закрепленную винтовым зажимом направляющую трубу (рис. 3.43). Для улавливания предметов, вызвавших засорение трубы, в нижнем сухом колодце устанавливают вилы. Проволоку зажимают в приспособление, с помощью которого двое или трое рабочих придают проволоке поступательное движение, пока не пробьют засорение. Такой способ устранения засорений имеет наиболее широкое распространение, однако он не является совершенным. Проволока в трубе превращается в спираль, вследствие чего снижается ее предельная упругость, сила удара трех рабочих составляет около 800-1000 Н, а у мест закупорки в трубе диаметром 150 мм едва достигает 50-100 Н. В трубах диаметром 200-250 мм проволока иногда не доходит до места закупорки из-за пружинящего движения витков спирали.

Вместо стальной проволоки с большим успехом применяют гибкий вал, состоящий из сердечника (стального троса диаметром 8-9 мм) и оболочки (плотно навитой пружины - спирали из стальной проволоки диаметром 5 мм). Длина гибкого вала 50-60 м, наружный диаметр оболочки 20-28 мм.

Если засорение не удается устранить проволокой или гибким валом, прибегают к размыву засорения водой из городского водопровода, пробиванию засорения металлическими трубчатыми штангами или комбинированному способу - пробивке штангами с размывом засорения водой.

Размыв засорения водопроводной водой производят из колодца, расположенного ниже участка засорения. Воду берут из ближайшего пожарного гидранта. Пробивку засорения, не поддающегося размыву, производят трубчатыми штангами, продвигаемыми постепенным наращиванием через нижний колодец к месту засорения. Штанги состоят из труб диаметром 13-19 мм и длиной 0,9-0,7 м. К первой штанге присоединяют наконечники (бурав, пику, шар, кольцо) и привязывают стальной трос диаметром 6-8 мм. Вначале штанги продвигают в трубу вручную, а затем с помощью лебедки. Если устранить засорение штангами не удается, тр>бы откапывают и перекладывают.

По статистическим данным, 96-97% всех засорений устраняется немедленно проволокой или гибким валом при первом выезде бригады к месту засорения. Продолжительность устранения засорения в Москве в среднем составляет 45-50 мин с момента выезда бригады с эксплуатационного участка. Около 3-3,5% засорений требует более сложных методов устранения и длительного времени, около 0,2-0,3% засорений ликвидируют перекладкой труб. На 40 км уличной сети приходится примерно одна перекладка труб в год.

Для гидродинамической профилактической и аварийной прочистки сети и коллекторов диаметром до 600 мм Мосочиствод применяет кол-лекторно-очистительную машину КО-502 на шасси автомашины ЗИЛ-130 (поливочная машина ПМ-130), разработанную ВНИИКоммун-машем и изготовляемую Арзамасским заводом коммунального машиностроения (рис. 3 44). Коллекторно-очистительная машина илеет цистерну для чистой воды, поршневой насос высокого давления, барабан с вьт-соконапорными шлангами и комплект насадок. Питание насос получает от двигателя автомашины.

Машина управляется дистанционно с пульта, позволяющего наблюдать и регулировать режим работы двигателя и наличие воды в цистерне. Барабан с шлангом устанавливают над колодцем, по направляющему блоку вводят шланг с насадкой в коллектор против потока сточной жидкости. За счет реактивного действия струй высокого давления, выходящих из отверстий насадки, последняя продвигается в трубе самостоятельно на длину очищаемого расстояния (холостой ход)." Рабочий ход начинается при возвращении снаряда-насадки. Механический привод



вращает барабан, на который наматывается щланг, и насадка возвращается вместе с потоком жидкости, смывая струями высокого давления загрязнения с поверхности труб и осадки, уносимые со смывной водой.

Для ликвидации засорений в трубах применяют насадку, имеющую направленное вперед дополнительное сопло. Точно так же насадка со


Рис. 3.44. Прочистка трубопроводов гидродинамическим способом

щлангом вводится в нижний колодец и доводится до места засорения, которое размывается направленной вперед струей высокого давления.

Коллекторно-очистительная мащина наиболее эффективно работает при очистке труб диаметром 150-600 мм (табл. 3.16). Для оперативной

Таблица 3.16

Техническая характеристика коллекторно-очистительных машин для гидродинамической профилактической и аварийной прочистки канализационной сети

Тип машины

Показатель

КО-502

Мое водоканал НИИ-проекта

Шасси автомашины..........

Трехплунжерный насос........

Подача насоса, л/мин.........

Рабочее давление насоса, МПа.....

Вместимость цистерны, м.......

ЗИЛ-130 ПТ-13/100 180 10

ГАЗ-66-01 ПТ-4/60 100-120 6,5-10 2,43

Длина рукава, м:

высокого давления ..... .....

низкого » . ........

Диаметр прочищаемых труб, мм.....

Длина очищаемьх труб за смену, м . . . Масса спецоборудования, т ...... .

150-600 500-1500

20 100-300 330-880 2,012

Общая масса машины, tj:

при полной нагрузке........

без нагрузки . .

-12 -7

7,138 4,532



очистки и ликвидации загрязнений внутриквартальных и дворовых сетей малого диаметра Мосводоканалниипроект разработал по аналогии машину на шасси ГАЗ-66-01. Технические характеристики обеих машин приведены в табл. 3.16.

Коллекторно-очистительные машины исключают тяжелые антисанитарные условия ручного труда, спуск рабочих в колодец, а также позволяют быстро ликвидировать тяжелые засорения без раскопки трубопроводов.

§ 49. РЕМОНТ КАНАЛИЗАЦИОННОЙ СЕТИ

Все повреждения, обнаруженные на канализационной сети при осмотрах, плановой профилактической и аварийной прочистках, немедленно исправляются для предупреждения более крупных повреждений. Ремонт сети может быть текущим и капитальным.

К текущему ремонту относится ликвидация мелких повреждений, вызывающих нарушение нормальной работы сети (замена скоб и люков, заделка свищей в колодцах, замена вторых крышек, перекладка горловин колодцев, ремонт подвижных частей шиберов, задвижек и т. п.).

К капитальному ремонту относится устранение разрушений сети, вызывающих необходимость вскрытия мостовой (просадки колодцев, неизбежно связанной с разрушением присоединенных к ним труб; аварийных засорений, не поддающихся прочистке и требующих перекладки труб; просадки и разрушений труб на участке между колодцами; разрушений лотков в колодцах крупных коллекторов), а также разборка и перекладка труб, установка дополнительных смотровых колодцев и т. п.

Эти работы связаны с временным прекращением эксплуатации сети на ремонтируемом участке. Поэтому в первую очередь обеспечивают бесперебойное действие канализации на лежащем выше участке, принимают меры против затопления подвальных помещений, организуют временную перекачку сточной жидкости из верхнего колодца в нижний или перепуск ее самотеком по обводному лотку.

Для перекачки воды на канализационных сетях применяют центробежные или диафрагмовые насосы. Насосы устанавливаются на шасси автомашин ГАЗ-54, ГАЗ-бЗ грузоподъемностью 2,5 т и ЗИЛ-156, ЗИЛ-164 грузоподъемностью 4 т. Насосы типа Ф подачей соответственно 100 и 150 mV4 приводятся в действие электродвигателями, питание которых производится от городской электросети.

Трест Мосочиствод применяет передвижную насосную установку с насосом подачей 360 мч, приводимую в действие непосредственно от двигателя автомашины ЗИЛ-131 через коробку отбора мощности, чем исключается установка дополнительного двигателя. Насос имеет высоту всасывания 6 м и создает давление 0,23 МПа. Для первоначальной заливки насоса на шасси установлен диафрагмовый насос 4НД с приводом от той же коробки отбора мощности автодвигателя.

Центробежные насосы подачей 36-72 м/ч и диафрагмовые насосы подачей 8-25 м/ч, устанавливаемые на тележках, могут работать с бензиновым двигателем и электродвигателем через редуктор.

§ 50. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Наличие в канализационной сети газов представляет большую опасность для эксплуатационного персонала. Поэтому эксплуатационный персонал должен строго выполнять «Правила безопасности при эксплуатации водопроводно-канализационных сооружений», утвержден-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209