Перейти к списку литературы  Текущий журнал 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209

Погери напора на трение по длине составляют

4R 2g ~ d 2g

/iTp = /L=L~ = L--- , (3.28)

где L- длпна трубопровода, м;

/ - единичная потеря напора или гидравлический уклон, определяемый по формуле (3.10); X-коэффициент сопротивления трению, определяемый по формуле (3.17).

При движении сточных вод в условиях шероховатой зоны турбулентного режима потери напора по длине рекомендуется определять по формуле

rp = L: (3.29)

ОбЫЧно для подсчета потерь напора по длине пользуются теми же формулами, таблицами и номограммами, что и для расчета канализационной сети с учетом полного наполнения труб (см. § 19 и 21).

Для приближенных расчетов местные сопротивления 2/Im длинных трубопроводов принимают равными 10-15% потерь на трение /тр. Тогда полные потери напора по формуле (3.27) принимают;

H\,IIL, шя Hr=\,\5IL, (3.30)

При расчете дюкеров или коротких трубопроводов, в которых потери на местные сопротивления значительны и соизмеримы с потерями по длине, необходимо детально учитывать все местные сопротивления по формуле (3.23), а значения коэффициентов местных сопротивлений выбирать по табл. 3.4.

Полные потери напора в дюкере складываются из суммы потерь на входе в трубу (решетка, уменьшение сечения и др.), сопрогивленнн по длине, на поворотах и на выходе из дюкера (см. § 37).

Глава VU

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАРУЖНОЙ КАНАЛИЗАЦИОННОЙ СЕТИ

§ 24. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ТРАССИРОВКИ И РЕКОНСТРУКЦИИ КАНАЛИЗАЦИОННОЙ СЕТИ

В практике проектирования решают две задачи: проектирование вновь или реконструкцию и расширение существующих систем канализации. При этом проектные решения должны отвечать высоким современным техническим требованиям, способствовать внедрению в строительство индустриальных методов производства работ, сборных укрупненных элементов и эффективных конструкций и материалов. От принятых в проекте решений зависят объем строительных и монтажных работ, экономические показатели строительства и эксплуатации возводимых сооружений.

Основным исходным материалом для разработки проекта канализации является проект районной планировки или проект планировки и застройки населенного пункта (города), а для проектирования канализации промышленного предприятия - генеральный план предприятия, утвержденные в установленных законом инстанциях.

Границы канализуемой территории на промышленных предприятиях обычно определяют в пределах размещаемых цехов и бытовых помещс-



НИИ, а в городах и поселках - в пределах размещения застройки или в пределах, предусмотренных в задании на проектирование.

Проектирование канализационной сети начинают с разбивки территории города на бассейны канализования по водоразделам, а затем выбирают и согласовывают с органами Государственной санитарно-эпидемиологической службы и рыбного и водного надзора площадку для размещения очистной станции и место выпуска очищенных сточных вод в водный проток (см. § 117 и 118).

При выборе места для размещения очистных станций необходимо учитывать долговременные перспективы развития и стремительный рост населения и особенно территории городов, чтобы станции не оказались в зоне застройки.

При проектировании канализационной сети по возможности принимают минимальное ее заглубление и самотечный режим движения бытовых и производственных сточных вод. Намечают трассу главного коллектора и трассы коллекторов бассейнов канализования, выявляют районы, для которых требуется перекачка сточных вод, выбирают площадки для размещения насосных станций (см. рис. 1.3) и намечают принципиальную схему канализации города по бассейнам канализования (см. § 4).

Границы отдельных бассейнов канализования наносят на план населенного пункта с горизонталями. Их определяют по рельефу местности и проекту вертикальной планировки города. При плоском рельефе местности границы бассейнов назначают исходя из условий возможно большего охвата территории самотечной сетью при наиболее целесообразной глубине заложения главного коллектора. По бассейнам канализования выявляют направление движения сточных вод и районы, где требуется перекачка сточных вод.

Перекачку сточных вод предусматривают лишь в случае нецелесообразности их самотечного транспортирования при заложении сети на большой глубине, неудовлетворительных грунтовых условий и т. д., а также при отсутствии возможности самотечной подачи сточных вод на очистные сооружения (см. гл. ХП).

Трассировкой называют начертание канализационной сети в плане. Это один из ответственных этапов при составлении схемы канализации. От принятых принципов трассировки зависит стоимость канализации. На выбор трассы сети влияют рельеф местности и вертикальная планировка; принятая система канализации и число канализационных сетей; перспективы развития и очередность строительства; грунтовые условия; характер застройки кварталов; ширина улиц; напряженность движения по ним; насыщенность подземными сооружениями; места расположения промышленных предприятий.

Трассировку канализационной сети производят следующим образом: сначала трассируют главный и отводной коллекторы, подающие воду па очистные станции; затем - коллекторы бассейнов канализования; в последнюю очередь - уличную сеть (см. рис. 1.3). При трассировке коллекторов и сети исходят из условий самотечного канализования возможно большей части населенного места при минимальной их протяженности.

На общее направление главного и отводного коллекторов влияет место расположения очистной станции и выпуска сточных вод. В очень крупных городах и городах с плоским рельефом местности может оказаться целесообразным устройство нескольких насосных и очистных станций. Число главных и отводных коллекторов, а также их направление будут зависеть от числа и места расположения очистных станций.

Главные коллекторы трассируют по тальвегам, по набережным рек и ручьев, учитывая при этом возможность присоединения коллекторов бассейнов канализования и всех боковых присоединений без из-



лишнего заглубления главного коллектора. При плоском рельефе местности коллекторы трассируют по возможности по середине бассейна. Коллекторы больших диаметров целесообразно трассировать по проездам со слаборазвитой подземной сетью городских сооружений и небольшим движением городского транспорта. При трассировке коллекторов следует иметь в виду, что чем больше диаметр коллектора, тем меньший уклон требуется для создания самоочищающей скорости. Следует избегать прокладки длинных параллельных коллекторов с малым расходом сточных вод.

В пределах застройки все коллекторы трассируют по городским проездам в зеленых или в технических зонах Исключение допускают для бассейнов, в которых направление городских проездов не совпадает с тальвегами. Такие отступления должны быть согласованы с органами, ведающими планировкой города.

При проектировании обычно разрабатывают несколько возможных вариантов схем трассировки канализационных коллекторов и выбирают наиболее выгодный по технико-экономическим показателям при равноценности вариантов по санитарно-техническим показателям.

Уличную сеть трассируют по проездам и внутри кварталов по наикратчайшему направлению от водоразделов к тальвегам с уклоном, по возможности параллельным поверхности земли, уменьшая до минимума глубину заложения сети, особенно при наличии грунтовых вод и плывунов. Наиболее трудно трассировать канализационную сеть при плоском рельефе местности, когда даже при незначительном протяжении канализационных линий последние получают большое заглубление.

При квартальной застройке уличную сеть наиболее часто трассируют по пониженной стороне квартала. В этом случае значительно сокращается длина уличной сети и обеспечивается присоединение всех зданий жилого квартала. Однако возможна трассировка по объемлющей (см. рис. 3.15,Л) и внутриквартальной (см. рис. 1.2) схемам. При объемлющей схеме канализационную сеть трассируют по проездам, опоясывающим квартал со всех сторон. Ее принимают при плоском рельефе местности, больших размерах кварталов и при отсутствии застройки внутри кварталов. По внутриквартальной схеме канализационную сеть прокладывают через кварталы - от вышерасположенных к нижерасположенным. При этой схеме по сравнению с объемлющей получается более экономичное сочетание дворовой канализационной сети с уличной, сокращается на 30-40% длина уличной сети и снижается на 10-20% стоимость строительства.

Прогрессивным способом является прокладка внутренних канализационных сетей под зданием в техническом подполье с выпуском сточных вод с торца здания во внутриквартальную сеть. Этот способ прокладки позволяет сократить протяженность внутриквартальных сетей до 40- 45%, число смотровых колодцев в 3-4 раза и уменьшить стоимость строительства в 2,3-2,5 раза по сравнению с внутриквартальной застройкой и выпуском внутренней канализации из каждой секции здания.

При трассировке канализационных сетей следует по возможности избегагь пересечений (или сводить к минимуму их число) с водными протоками, железнодорожными путями и всякого рода подземными сооружениями, так как устройство этих пересечений сложно, связано с затратой больших средств и вызывает затруднения в эксплуатации. В таких случаях иногда целесообразно трассировать два параллельных коллектора по обеим сторонам ручья, оврага, реки, линии железной дороги или широкого проезда. На проездах шириной более 30 м также допускают прокладку двух параллельных линий, что обосновывается технико-экономическими расчетами.

На трассировку канализационных сетей влияет принятая система канализации,



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209