Перейти к списку литературы  Текущий журнал 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

необходимых местах указатели и ограждения опасных зон, надписи и сигналы, предупреждающие об опасности или запрещающие движение.

Сборные элементы складируют в местах, предусмотренных стройгенпланом проекта производства работ. Не разрешается хранить крупногабаритные элементы прислоненными к штабелям изделий или стенам зданий.

Монтажные механизмы допускаются к эксплуатации только после освидетельствования и приемки их в соответствии с Правилами Госгортехнадзора.

Все грузозахватные монтажные приспособления до начала применения испытывают и снабжают бирками с указанием допускаемой грузоподъемности. Результаты испытаний регистрируют в специальных журналах.

Перед началом работ систематически осматривают применяемые монтажные приспособления, проверяя их исправность.

В процессе монтажа сбор1шх конструкций должна обеспечиваться полная безопасность всех работающих в зоне действия подъемных механизмов и установки конструкций. Для этого работы ведут такими методами и в такой технологической последовательности, которая предусмотрена проектом монтажных работ и технологическими картами.

Большинство строительных машин имеет электрический привод исполнительных механизмов. Для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током строительные машины, механизмы, электрифицированный инструмент, а также рельсовые пути башенных самоходных кранов должны быть заземлены.

Все движущиеся и легкодоступные части строительных машин (ременные, шестеренчатые передачи, муфты с выступающими болтами, тормоза и фрикционы, валы и барабаны), расположенные вблизи проходов и рабочих мест, должны быть закрыты прочными съемными ограждениями, о5беспечивающими удобный осмотр и регулировку механизмов.

Работать на кранах разрешается только лицам, прошедшим специальный инструктаж и имеющим удостоверение инспекции на право управления краном данного типа. При подъеме грузов машинист крана обязан предупреждать работающих монтажников звуковыми сигналами.

К погрузочно-разгрузочным и монтажным работам допускаются рабочие не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, вводный инструктаж и инструктаж непосред-

.152

ственно на рабочем месте по технике безопасности. Помимо инструктажа рабочие на монтажных работах должны пройти в первый месяц работы на стройке обучение безопасным способом монтажа по специальной программе, разработанной с учетом особенностей стройки.

При установке монтируемой детали (элемента) на место кран должен выполнять только одно движение (операцию). Во время перерывов в работе запрещается оставлять груз висящим на крюке крана.

При работе на высоте все монтажники должны пользоваться касками, предохранительными поясами, "нескользящей обувью. Карабины предохранительных поясов монжта-ники пристегивают к устойчивым элементам или специально натянутым стальным канатам. Для переноски инструмента и метизов (гаек, шайб) монтажники пользуются специальными ящиками.

Предохранительные пояса через каждае шесть месяцев испытывают на прочность стационарной нагрузкой 300 кгс. На каждом поясе обозначается его номер и дата испытания. Пользоваться поясами, не прошедшими очередного испытания, запрещается.

При возведении зданий запрещается работать и находиться рабочим в нижних этажах здания на тех захватках, над которыми ведется монтаж конструкций на вышележащих этажах, а также в зоне перемещения кранами элементов и монтажных кондукторов (независимо от числа смонтированных перекрытий). Зоны ведения работ должны быть ограждены и вывешены предупредительные надписи.

При монтаже сборных конструкций зданий необходимо соблюдать следующие правила:

перед подъемом сборных элементов проверять надежность закрепления монтажных петель, закладных деталей и качество изделий в целом; изделия с дефектами к монтажу ре допускаются;

не допускается поднимать краном детали, прижатые другими элементами или примерзшие к земле;

перемещать элементы и конструкции в горизонтальном направлении следует на высоте не менее 1 м над другими предметами;

запрещается переносить конструкции краном над рабочим местом монтажников, а также над захваткой, где ведутся другие строительные работы;

подводить элементы краном к месту монтажа следует с наружной стороны здания;



принимать додаваемый элемент можно тогда, когда он находится в 20--30 см от места установки. Во время приёма изделия монтажники не должны находиться между изделием и краем перекрытия или стены;

устанавливать элементы следует без толчков, не допуская ударов по другим конструкциям;

при необходимости повторной установки элемента раствор следует очищать лопатой с длинной рукояткой. Не допускается использовать для этой цели кельму. Установленные элементы освобождают от стропов после надежного их (постоянного или вршенного) закрепления;

временные крепления с установленных и выверенных элементов можно снимать только после постоянного закрепления этих элементов;

закрепление монтируемых элементов, расстроповку, устройство креплений, а также заделку стыков следует производить с рабочих площадок катучих стремянок или монтажных столиков.

При разгрузке с транспортных средств элементы поднимают на высоту 20-30 см для проверки надежности такелажа и прочности закрепления монтажных петель, после чего такелажников удаляют с автомобиля и продолжают подъем детали.

При выгрузке элементов с транспортных средств шофер должен BbixeifiTb из кабины. Перемещать груз над нею за-прается.

По хому монтажа все незаполненные проемы здания закрывают инвентарными щитами или устраивают временные в них ограждения.

На рабочих местах монтажников не должно быть посторонних предметов. Подмости оборудуют приспособлениями, обеспечивающими безопасность работ.

Монтажникам запрещается ходить по ригелям и стенам.

В вечернюю смену проезды, проходы, лестницы, склады изделий й рабочие места должны быть хорошо освещены.

§ 42. Монтажные механизмы, приспособления и инструменты

Механизмы. Для монтажа сборных конструкций жилых и общественных зданий применяются стреловые самоходные гусеничные, пневмоколесные, автомобильные краны; башенные передвижные, приставные и самоподъемные, а также козловые и портальные.


Рис, 95, Самоходные краны:

а - гусеничный стреловой МКГ-16М. 6 - гусеничный Э-2508 с башенпо-стрело-вкм оборудованием, е - акепмоколесный, г - автомобильный: / - тележка, 2 - платформа, J рабочее оборудование, 4 - кабина управления, 5 - стрела.

6 башни



Гусеничные краны (рис. 95, а) имеют ходовую гусеничную тележку /, с установленной на ней поворотной платформой 2, на которой закреплены механизмы рабочего оборудования 5, силовая установка, исполнительные механизмы, кабина управления 4 и монтажная стрела 5, оборудованная полиспастами и грузовым крюком.

Эти краны с дизель-электрическим приводом работают без выносных опор. При монтаже подземной части зданий их оборудуют короткими стрелами, а при возведении наземных конструкций - удлиненными стрелами длиной до 40 м и гуськом или башенно-стреловым оборудованием (рис. 95, б).

При монтаже гражданских зданий применяют краны MKT (от КТ-6,3 до МКГ-25) грузоподъемностью соответственно от 6,3 до 25 т, краны СКГ грузоподъемностью 30- 63 т, а также краны-экскаваторы такой же грузоподъемности.

Пневм околесные краны (рис. 95, в) имеют двух-, трехосные и с большим числом осей специальные самоходные шасси, на которых установлена поворотная платформа со стреловым монтажным оборудованием. Они, как правило, работают без выносных опор, но при необходимости их устанавливают на аутригеры. Эти краны могут перемещаться со скоростью до 20 км/ч, грузоподъемность их 12-100 т.

Наиболее широко применяются в строительстве пневмо-колесные краны К-161, К-255 и К-401, имеющие грузоподъемность соответственно 16, 25 и 40 т и стреловое оборудование с высотой подъема грузового крюка до 30 м. Мобильность этих кранов позволяет использовать их практически повсеместно, где есть проезды для крана.

Автомобильные краны (рис. 95, г) имеют грузоподъемность 3-16 т при относительно малом вылете стрелы (2,5-4 м). Их используют главным образом на по-грузочно-разгрузочных работах, на укрупнении конструкций и монтаже легких элементов, например при возведении производственных зданий сельского хозяйства. Автомобильные краны монтируются на шасси грузовых автомобилей. Это обеспечивает им хорошую проходимость и скорость передвижения до 40 км/ч. Во время работы автомобильные краны устанавливают на выносные опоры, что повышает их устойчивость. Высота подъема крюка у автомобильных кранов от 6 до 15 м.

Стреловые рельсовые краны (рис,

96, а) предназначены для возведения (монтажа) подземной части зданий и сооружений. Краны могут работать с различным навесным оборудованием (трамбовки, грейферы, вибропогружатели), а также передвигаться с грузом на крюке.

Стреловые рельсовые краны имеют грузоподъемность от 5 до 15 т при вылете стрелы 37-13 м.

Рельсовые пути стреловых кранов можно использовать и для передвижных башенных кранов, применяемых при возведении надземной части здания.

Башенные передвижные краны (рис. 96, б) - это свободно стоящие поворотные краны со стрелой, закрепленной в верхней части вертикальной башни. Краны передвигаются по рельсовому пути.

Башенный передвижной кран состоит из башни (колонны) €, стрелы 5, ходовых тележек 2, устанавливаемых на рельсовый путь /; кабины 4, в которой размещены аппараты управления краном; механизмов подъема груза, поворота стрелы, передвижения крана, изменения вылета крюка или передвижения грузовой тележки; грузового и стрелового полиспастов; ограничителей грузоподъемности, высоты подъема крюка, передвижения крана и поворота стрелы.

Башенные передвижные краны имеют электрический привод с питанием от внешней сети. Лашинист управляет всеми механизмами башенного крана из кабины, возможно совмещение до трех рабочих движений.

Башенные краны КБ, МСК, БКСМ грузоподъемностью 3-15 т широко применяются в гражданском многоэтажном строительстве. Основные преимущества их в том, что они имеют большую высоту подъема и точку крепления стрелы выше монтажного уровня. Машинисты кранов имеют хороший обзор во время работы, поэтому башенными кранами удобно подавать конструкции в любое место возводимого сооружения.

Монтажные приспособления. Монтажные приспособления используют для захвата (строповки) поднимаемых конструкций, временного закрепления их и выверки, для организации рабочего места монтажников.

Грузозахватные приспособления предназначены для строповки элементов (деталей) и крепления их к крюку монтажного механизма. К ним относятся стропы из стальных канатов, концы которых оснащены крюками или коушами; захваты для строповки элементов конст-



0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 [ 25 ] 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39