Перейти к списку литературы Текущий журнал Термически упрочненные арматурные стали классов Лт-lV, At-V и At-VI изготовляют диаметром 10-25 мм; наименьшие значения условных пределов текучести равны соответственно 600, 800 и 1000 МПа, а относительные удлинения при разрыве-8, 7 и 6%. Кроме горячекатаных сталей для армирования железобетонных конструкций широко применяют обыкновенную арматурную проволоку классов B-I и Вр-1 (рифленую) диаметром 3-5 мм, получаемую холодным волочением низкоуглеродистой стали. Наименьшее временное Рис. 1.12. Арматурный канат для предварительно-напряженных железобетонных конструкций сопротивление при растяжении проволоки B-I должно быть не ниже 550 МПа, а проволоки Вр-1 при диаметре 3-4 мм-550 МПа, при диаметре 5 мм-525 МПа. Способом холодного волочения изготовляют также высокопрочную арматурную проволоку классов В-П и Вр-П гладкую и периодического профиля, диаметром 3-8 мм с пределом прочности 1900-1300 МПа. Сталь для арматуры железобетонных конструкций выбирают прн проектировании с учетом назначения арматуры, марки и вида бетона (при более высоких марках стали требуется более прочный и плотный бетон), условий изготовления арматуры (сваривание, вязка) и конструкций, условий эксплуатации (опасность коррозии) и т. п. Для основной рабочей арматуры обычных железобетонных конструкций преимущественно следует применять горячекатаную сталь классов А-П и А-П1 и обыкновенную арматурную проволоку классов B-I и Вр-1. В предварительно-напряженных конструкциях для напрягаемой арматуры применяют преимущественно высокопрочную а?атурную проволоку классов В-П и Вр-П, горячекатаную стержневую сталь классов A-IV и A-V, а также термически упрочненную сталь. Армирование предварительно-напряженных конструкций высокопрочной проволокой весьма эффективно, однако из-за малой площади сечения проволок число их ТАБЛИЦА I.I Модуль упругости арматурной стали Ел
В конструкции бывает очень велико, что усложняет арматурные работы, захват и натяжение арматуры. Для уменьшения трудоемкости арматурных работ широко применяют заранее свитые пряди, пучки параллельно расположенных проволок и стальные канаты (тросы). • Нераскручивающиеся стальные пряди класса П изготовляют из трех проволок (П-3), из семи проволок (П-7 и 19 проволок (П-19) (рис. 1.12). Стальные канаты К свивают из двух и более прядей. Для обозначения арматурного каната! к букве К добавляют две цифры: первая указывает число свиваемых прядей, вторая - число проволок в каждой пряди (например, К2Х7 - двухпрядевый канат из семипроволоч-ных прядей). Модуль упругости арматурной стали для различных видов и классов арматурной стали приведен в табл. 1.1. Арматурные каркасы и сетки. Для армирования железобетонных конструкций применяют арматурные изделия в виде вязаных или сварных сеток и каркасов. Объединение отдельных стержней арматуры в сетки н каркасы при помощи сварочных машин на заводах позволяет индустриализировать арматурные работы, значительно снизить их трудоемкость и удешевить монтаж заготовок арматуры. Вязаные сетки и каркасы образуются перевязкой стержней в местах их пересечения мягкой вязальной проволокой (диаметром 0,8-1 мм). Для снижения трудоемкости обычно перевязывают толь- ко часть пересечений - достаточную для придания каркасу жесткости. Этот способ образования сеток и каркасов требует больших затрат ручного труда. Однако он позволяет изготовлять арматурные сетки и особенно каркасы из стержней любой формы (прямых, ломаных, криволинейных) при пересечениях под различными углами и при любом расположении стержней в пространстве. На рис. 1.13 показано армирование простой балки вязаными каркасами. Из четырех рабочих стержней, сечение которых определяется расчетом, два средних отогнуты у опор вверх. Для образования жесткого пространственного каркаса в верхних углах балки поставлены два монтажных стержня, которые обычно в расчете не учитываются. Монтажные и рабочие стержни охвачены поперечными стержнями-хомутами. Для сварки каркасов применяют контактную точечную сварку, обеспечивающую высокую механизацию арматурных работ. Наибольший эффект достигается при членении арматуры на плоские элементы - сварные сетки или каркасы, которые затем объединяются в пространственные каркасы. Сварные сетки (рис. 1.14) бывают рулонными и плоскими. Рулонные сетки стандартизированы по диаметрам и размерам ячеек, что позволило организовать их производство на заводах метизной промышленности. В рулонных сетках стержни одного направления обычно являются рабочими, а стержни другого направления- монтажными (распределительными). Стержни арматуры, сгибаемые при сворачивании сетки в рулон, принимают из обыкновенной арматурной (холоднотянутой) проволоки диаметром 3-5 мм и из горячекатаной стали класса A-III диаметром 6-10 мм. В сортаменте приняты следующие обозначения сеток: рулонные сетки с продольной рабочей арматурой рулонные сетки с поперечной рабочей арматурой di/rfa-Иг; плоские сетки d\-«1/2-«21 где di и М] - диаметр, мм, и шаг, см, продольных стержней; dt в иг - диаметр, мм, и шаг, см, поперечных стержней. Шаг стержней рулонных сеток в нерабочем направлении принят единый -25 см и в обозначении не указывается.
Рис. 1.13. Армирование балки вязаным каркасом J -монтажная арматура; 2-4 -рабочая; в -хомуты а* 7мм Рис. 1.14. Сварные сетки а - плоские: б - рулонная При проектировании железобетонных конструкций кроме сеток, предусмотренных сортаментом, широко применяют индивидуальные плоские сетки из стержней диаметром до 40 мм, например для фундаментов. Размеры таких сеток, расстояния между стержнями и диаметры свариваемых стержней должны в этом слу- г) д) "ГТ
4> Рис. 1.15. Сварные каркасы Шрка чае назначаться с учетом технологических возможностей сварочных машин. Плоские сварные каркасы (рис. 1.15) состоят изпро дольных и поперечных стержней. Продольные стержни могут быть расположены в один ряд (рис. 1.15,с-в) и в два ряда (рис. 1.15,г, д), а по отношению к поперечным стержням могут иметь одностороннее (рис 1.15,в,г) или двухстороннее (рис. 1.15, а,б,д) расположение. Рекомендуется применять карка- сы с односторонним расположением продольных стержней, так как при этом улучшаются условия сварки и обеспечивается лучшее сцепление арматуры с бетоном в конструкции. В отдельных случаях могут применяться сдвоенные каркасы (рис. \.\Ъ,е,ж) или каркасы, усиленные на части своей длины дополнительными рабочими стержнями. Пространственные каркасы собирают из плоских каркасов поперечными стержнями, привариваемыми к продольным стержням плоских каркасов контактной точечной сваркой при помощи сварочных клещей (рис. 1.15,ы). Лнкеровка и стыки арматуры. Для надежного заан-керивания в бетоне растянутые гладкие стержни вязаных каркасов и сеток снабжают на концах полукруглыми крюками (см. рис. 1.13). Сила сцепления сжатых стержней с бетоном значительно больше, чем силы сцепления растянутых. Поэтому сжатые гладкие стержни вязаных каркасов могут не иметь крюков. В сварных сетках и каркасах из гладких стержней крюки не нужны, поскольку для каждого стержня стержни перпендикулярного направления являются анкерами, предотвращающими его проскальзывание в бетоне. Стержни периодического профиля во всех случаях делают без крюков по концам, так как характер их поверхности обеспечивает надежное заанкерива-ние. Длина зоны анкеровки рабочих стержней зависит от вида конструкции и характера ее работы под нагрузкой. Так, продольные сжатые стержни должны быть заведены за сечение, где они уже не нужны по расчету, на длину не менее 15 d, а гладкие стержни вязаных каркасов без крюков на концах - на длину не менее 20 d. В сварных каркасах и сетках из гладких стержней в пределах длины зоны анкеровки 15 d к обрываемому продольному стержню должно быть приварено не менее двух поперечных стержней. Высокопрочная проволочная арматура, пряди и тросы заводы выпускают в мотках большого диаметра (1,2-2 м), и длина их обычно достаточна для самых протяженных конструкций. Арматура из мягкой стали 0 1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 |