Перейти к списку литературы Текущий журнал лучили значительное распространение в странах с кли-M.I гпческими условиями, позволяющими круглогодичное производство строительных работ на открытых площадках. § 4. ТЕМПЕРАТУРНЫЕ И УСАДОЧНЫЕ ШВЫ С изменением температуры железобетонные конструкции деформируются: укорачиваются или удлиняются, а вследствие усадки бетона укорачиваются. При неравномерной осадке основания в вертикальном направлении части конструкций взаимно смещаются. Железобетонные конструкции, как правило, представляют собой статически неопределимые системы, в которых при изменении температуры, развитии усадочных деформаций и неравномерной осадке фундаментов возникают дополнительные усилия, которые могут вызвать образование трещин. Для уменьшения такого рода усилий в зданиях большой протяженности необходимы температурно-усадочные и осадочные швы (рис. 8.10). В покрытиях и перекрытиях зданий расстояние между швами зависит от гибкости колонн и податливости соединений; в монолитных конструкциях это расстояние должно быть меньше, чем в сборных. При устройстве катучих опор можно вообще избежать температурных напряжений. Кроме того, расстояние между температурными швами зависит от разности температур; поэтому в отапливаемых зданиях эти расстояния независимо от всех других факторов меньше. Температурно-усадочные швы прорезают конструкции от кровли до фундаментов, а осадочные швы полностью отделяют одну часть сооружения от другой. Температурно-усадочный шов может быть образован устройством парных колонн на общем фундаменте (рис. 8.II,с,б). Осадочные швы предусматривают в местах резкого перепада высоты зданий, примыкания вновь возводимых зданий к старым при возведении зданий или сооружений на различных по составу грунтах и в других случаях, когда возможна неравномерная осадка фундаментов. Осадочные швы также образуют устройством парных колонн, но установленных на отдельных фудамен- Рис. 8.11. Деформационные швы / - температурный шов; 2 - осадочный шов; 3 - вкладной пролет осадочного шва f f » * 4i Ф 4 f T-i i j i i I i i I t i i i-f. /1-/1 уемптурный шов Осадочный a/off \ п D □ О оа о D а ТАБЛИЦА 8.1 Расстояния между температурно-усадочными швами в бетонных и железобетонных конструкциях, допускаемые без расчета
а - здание разделено температурным швом; б - здание разделено осадочным швом Tax (»iic. 8.1 l,e) или устройством вкладного пролета (рнс. 8.11,г). Чтобы уменьшить общее число швов, температурно-усадочные и осадочные швы следует по возможности совмещать. Ширину швов принимают равной 20- 30 мм. Швы заполняют смоленой паклей, несколькими слоями толя, рубероида, перекрывают кровельной листовой сталью и т. п. Расстояние между температурно-усадочными швами в предварительно-напряженных железобетонных конструкциях, в которых образование трещин недопустимо, устанавливают расчетом конструкций по образованию трещин. В остальных случаях, если расстояния между швами не превышают размеров, указанных в табл. 8.1, расчет на воздействие температуры и усадки не делают. § 5. о РАСЧЕТЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИИ НА ТРАНСПОРТНЫЕ И МОНТАЖНЫЕ УСИЛИЯ В процессе изготовления, перевозки и монтажа сборные железобетонные конструкции могут подвергаться силовым воздействиям, отличающимся от эксплуатационных воздействий как по величине, так и по схеме приложения нагрузок. Соответственно будут отличаться и статические схемы работы элемента на этих этапах. Например, сборные колонны, изготовляемые в горизонтальном положении, при подъеме их из опалубочных форм и перевозке будут работать на изгиб от действия массы конструкции (рис. 8.12). В проектном положении эти же колонны работают на внецентренное сжатие. Сборные железобетонные плиты, работающие при эксплуатации на изгиб по однопролетной схеме, в процессе подъема и перевозки работают по схеме двухкон-сольнои балки, так как подъемные арматурные петли для строповки располагаются обычно не по концам плит, а приблизительно в Д-Vs пролета. Неучет при проектировании различия в схемах работы элемента при эксплуатации и монтаже может повлечь за собой повреждение или даже разрушение элемента еще до установки в проектное положение. Поэтому сборные железобетонные конструкции должны рассчитываться также для всех тех стадий изготовле- ния, транспортирования и монтажа, при которых может возникнуть опасность достижения конструкцией одного из предельных состояний. При этом масса элемента вводится в расчет без коэффициента перегрузки, но с коэффициентом динамичности: при транспортироваг.и; 1,8; при подъеме и монтаже 1,5. В ряде случаев сборные элементы распалубливают и перевозят на склад готовой продукции раньше, чем ci) ЗпгораМ М , j v >л /к. /Траверса \ / I lч]lrlllrlAГ,J,l,,, Петля бпя подьепа б) /а Рис. 8,12. Расчетные схемы колонны и рамы на монтажные нагрузки а - колоии; б, в - рабочее сечение колонн; г - рам бетон наберет полную проектную прочность. Поэтому расчет прочности и трещиностойкости элемента при транспортировании и монтаже следует проводить с учетом расчетного сопротивления бетона, соответствующего его кубиковой прочности на рассматриваемой стадии работы. Для сборных элементов схема работы при транспортировании и монтаже зависит от принятого расположения подъемных петель или других приспособлений для строповки и намеченной схемы перевозки и складирования элементов. ВОПРОСЫ для САМОПРОВЕРКИ 1. Из каких условий определяются размеры несущих железобетонных конструкций? 2. Назовите общие принципы проектирования железобетонных конструкций. Г 3. Чго такое унификация габаритных схем зданий и типизация •ЛСМОПIOU? 4. Назовите три категории размеров. 5. Перечислите особенности проектирования сборных, монолитных и сборно-монолнтных железобетонных конструкций. 6. Объясните необходимость устройства температурно-усадочных и осадочных швов; назовите примерные расстояния между ними. 7. Расскажите об особенностях расчета железобетонных конструкций на транспортные и монтажные усилия. Глава 9 ПРИНЦИП РАСЧЕТА СТАТИЧЕСКИ НЕОПРЕДЕЛИМЫХ КОНСТРУКЦИЙ С УЧЕТОМ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ УСИЛИЙ § 1. ПОНЯТИЕ о ПЛАСТИЧЕСКОМ ШАРНИРЕ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ИЗГИБАЮЩИХ МОМЕНТОВ Уже в стадии эксплуатации железобетонные конструкции не работают упруго, а в стадии, близкой к пределу несущей способности, они резко отходят от состояния, определяемого работой упругой системы, элементы которой сохраняют свою жесткость неизменной. Нару-щается прямая пропорциональность между ростом нагрузок и ростом усилий в конструкции и ее перемещениями. При нагрузках, близких к разрушающим, напряжения в растянутой арматуре из мягкой стали достигают предела текучести. При этом в арматуре развиваются пластические деформации. С появлением пластических деформаций напряжения в растянутой арматуре остаются постоянными и равными пределу текучести, в бетоне конструкции появляется трещина и образуется участок больших местных деформаций, называемый пластическим шарниром. В статически определимой балке появление пластического шарнира влечет за собой взаимный поворот ее частей, расположенных справа и слева от шарнира, возрастание прогибов, уменьшение высоты сжатой зоны, в результате чего наступает разрушение. В статически неопределимой балке картина будет иная: повороту частей балки и возрастанию прогибов будут препятствовать лишние связи, например защемление на опорах, или лишние (с точки зрения статики) промежуточные опоры. С образованием одного пластического шарнира разрушение такой балки не произойдет; более того, балка способна воспринимать доиолиительную нагрузку до тех пор, пока не образуются новые шарниры. Образование одного пластического шарнира в статически определимой балке приводит к потере ее геометрической неизменяемости (рис. 9.1,а), а образование пластического шарнира в статически неопределимой балке равносильно выключению одной лишней связи (рис. 9.1,6). Поэтому в п раз статически неопределимой балке для потери ее геометрической неизменяемости необходимо образование и+1 пластических шарниров. Изгибающий момент в пластическом шарнире зависит от усилия в арматуре и плеча внутренней пары (рис. 9.1,в): M=RaFa26. (9.1) Некоторым увеличением плеча внутренней пары при уменьшении высоты сжатой зоны над трещиной пренебрегают ввиду его малости. После появления пластического шарнира при дальнейшем увеличении нагрузки в статически неопределимой системе происходит перераспределение изгибающих моментов между отдельными сечениями. При этом изгибающий момент в пластическом шарнире остается постоянным. Для балки, защемленной на опорах, первый пластический шарнир может возникать или на опоре, или в пролете. Проследим на примере балки, защемленной на двух опорах, сущность процесса перераспределения изгибающих моментов (рис. 9.2,а). С образованием на одной из опор пластического шарнира при нагрузке Ро балка начинает работать по новой схеме - с одной защемленной и другой шарнирной опорой (рис. 9.2,6). Появление пластического шарнира на второй опоре при увеличении нагрузки на AiPo превращает балку в свободно опертую (рис. 9.2,в). Образование пластического шарнира в пролете при дополнительной нагрузке АгРо превращает балку в изменяемую систему, т. е. приводит к разрушению. 17-77 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 |