Перейти к списку литературы  Текущий журнал 

0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10

не вкапывая в землю и не беспокоясь о дополнительном креплении.

В качестве строительного материала я использовал хорошо просушенные ошкуренные жерди диаметром от 40 до 80 мм, которые заготовил несколько лет назад во врек;я расчистки территории вокруг садового товарищества. Каждую из отобранных и хорошо просушенных жердей прострогал рубанком, чтобы убрать все сучки и заусенцы, пропитал натуральной олифой и покрыл масляным лаком для наружных работ

Игровой комплекс представляет собой пространственную конструкцию, собранную из пяти лестниц Л1-Л5 (см. рис.). Продольные стойки всех пяти лестниц сделаны из жердей 070-80 мм, а поперечные перекладины (ступеньки) - из жердей 040-50 мм. Крепление перекладин к стойкам выполнено с помощью шурупов 08x80 мм. Для увеличения надёжности и прочности соединений в местах контакта округлые поверхности перекладин срезаны стамеской на плоскость (по диаметру на глубину примерно от 0,5 до 1 см).

Под шурупы нужно обязательно просверлить направляющие отверстия соответствующего размера, а сами шурупы перед завинчиванием желательно смазать машинным маслом. Иначе завинтить их вручную и как следует затянуть будет очень трудно.

Чтобы весь комплекс был легко сборным и разборным, все соединения лестниц друг с другом, крепления подкосов, распорок и жердей обвязки я сделал на болтах с гайками, используя для этого специальные мебельные болты М8 с круглой головкой длиной 100 мм. Выступающие концы этих болтов после сборки обрезал ножовкой по металлу и притупил острые кромки напильником.

С выбором площадки для установки спорткомплекса никаких проблем не возникло. Места ему нужно совсем немного. Подойдет любая ровная лужайка или свободный пятачок без рытвин и ухабов площадью около 5 м. На зиму спорткомплекс я разбираю и прячу под крышу до следующей весны.

М. Морковин, Москва

чтобы было красиво!

Древесина - благодатный материал для самых разных поделок. Так, вооружившись простым перочинным ножиком, можно вырезать свистульку из ивовой веточки или украсить нехитрым узором тросточку, с которой вы собираетесь за грибами.

А если взять в руки специальный нож-косяк или стамеску, да как следует их наточить, да дать волю постоянно сдерживаемой тяге к творчеству, не поглядывая ежеминутно на часы, - тут уж можно ожидать самых невероятных результатов. Особенно, если приурочить этот творческий порыв к какому-нибудь знаменательному событию: дню рождения ваших близких, женскому празднику и тому подобное.

Свои силы я предлагаю испытать на декоративной разделочной доске. Она, во-первых, может быть украшена простым и крупным рисунком, доступным для начинающего резчика. Во-вторых, работать с ней удобно - доска не пыта-


Материалы и инструменты, необходимые для работы.


Первым делом надо перенести рисунок на доску.

ется постоянно ускользнуть из-под ножа, что бывает с заготовками другой формы. Поэтому и сохранить руки от порезов здесь гораздо проще. И, в-третьих, доска является предметом постоянного пользования. И в таковом качестве она будет ежедневно напоминать близким о ваших, может быть, еще не вполне оценённых талантах.

Выбор заготовки. Резать легче всего липу: для первого опыта она вполне может подойти. Нужно только иметь в виду, что такая доска быстро выйдет из строя. Ею лучше вообще не пользоваться как разделочной, а установить на видное место лишь как украшение. Труднее режется береза, но зато доска получится не только красивой, но и практичной, прослужит не один год. Заготовка должна быть не полностью высушенной, поэтому покупать уже готовую разделочную доску не следует Лучше всего приобретать заготовку на рынках у «само-дельщиков», которые делают полуфабрикаты и продают для последующей раскраски. Здесь и следует отыскать доску нужного вам размера, толщины (не менее 18 мм), влажности (при прочих равных условиях более влажная доска будет тяжелее) и формы.

Выбор рисунка. Можно попробовать нарисовать что-нибудь самому, но для


Перед работой нож и стамески должны быть наточены. Во время работы их следует периодически доводить на войлочном или кожаном кругах.

(01,



! После нанесения рисунка надрезаем fcq контур, держа нож вертикально



Полукруглой стамеской подрезаем рисунок по контуру, учитывая взаимное расположение элементов по глубине. Подготавливаем поверхности листьев для окраски или дальнейшей деталировки.


4 1

На завершающем этапе вырезаем элементы отдельных листьев и внутренних частей цветов.

начала подойдут уже готовые рисунки. Например, из детских книжек или раскрасок. Рисунки здесь, как правило, просты, без излишней деталировки и выразительны. Вечным сюжетом, который подойдет к любому случаю, можно считать цветочную композицию.

Наносить рисунок следует на выпуклую сторону доски. Выпуклость обяза-


Окончание реза 2

Рис. 1. Схема деталировки сердцевины цветка: а - при помощи ножа надрезаем початок по нанесенному рисунку; б - каждую чешуйку режем за два прохода:

1 - полукруглую стамеску небольшого диаметра ставим в точку «начало реза» и ведём по стрелке влево в направлении точек «окончание реза», разворачивая её вокруг оси вправо примерно на 30°;

2 - делаем то же самое, но ведем стамеску к точкам «окончание реза 2»

и разворачиваем стамеску влево.

Окончание Начало реза 1 реза 2

Окончание реза 2



Для просушки доску плотно прижимаем к ровной поверхности.

Рис. 2. Схема деталировки «перистого» листа: а - ножом надрезаем лист по рисунку, стараясь не перерезать центральную жилку; б - каждый отдельный листочек подрезаем за два прохода: 1 - установив полукруглую стамеску среднего диаметра в точке «начало реза 1», ведем её левым краем вдоль линии надреза к точке «конец реза 1», разворачивая вокруг оси влево примерно на 30°; 2 - развернув доску на 180, повторяем движение от точки «начало реза 2» до точки «конец реза 2». Закончив одну сторону листа, делаем то же с другой стороны, но разворачивая стамеску по оси вправо.

тельно появится, если заготовка хранится не под прессом. Если же доска осталась плоской, то внимательно посмотрите на торец и, прослеживая направление годичных колец, постарайтесь опре-




Окраску начинаем

с наиболее темноокрашенных

элементов резьбы.


После просушки и отделки доска приобретает законченный вид.

делить, какая сторона доски была до распиловки ближе к центру бревна. На эту поверхность и наносите рисунок.

Последовательность резьбы. Резьба на доске не может быть глубокой из-за небольшой толщины самой доски, и объёма рисунка можно достигнуть лишь соблюдением правил перспективы. Необходимо уже при его подготовке четко определить, какие детали будут располагаться на первом плане, какие - на втором, третьем и так далее, помня, что детали передних планов могут частично перекрывать детали задних планов, но не наоборот

Резьбу начинаем с элементов, расположенных на переднем плане - они видны на рисунке целиком. Затем перехо-

Начало реза


Рис. 3. Схема деталировки «курчавого» листа: а - надрезаем лист согласно рисунку, стараясь не перерезать центральную жилку; б - оба листика (внутренний и наружный) режем широкой стамеской из одной точки «начало реза», ведя левым краем по надрезу и разворачивая её вдоль оси влево; при формировании левой стороны листа стамеску поворачиваем вправо.

ДИМ ко второму и последующим планам.

Резьбу можно закончить уже на этом этапе, лишь немного сгладив поверхности листьев и цветов при помощи стамесок или мелкой шкурки и где-то придавая этим поверхностям необходимый изгиб по глубине. Но более выигрышно будут смотреться листья, если их попробовать детализировать. Один лист можно оставить для разнообразия как есть, лишь немного наметив расположение центральной жилки. Другим листьям можно попробовать придать вид «перистых» или «курчавых» (рис. 2-3).

Сушка. Для просушки доску следует сильно прижать к ровной поверхности и держать в таком положении до полного высыхания. В домашних условиях это

может занять около месяца. Зимой при включенных батареях - меньше. Попытка ускорить процесс может привести к короблению доски.

В качестве ровной поверхности можно использовать пол, на который следует положить рейки, обеспечивающие вентиляцию, на них - доску, а поверх - снова рейки. Сверху реек нужно положить ровную плиту с грузом.

Можно положить доску под пресс или зажать её между двумя ровными досками при помощи струбцин.

После просушки рабочую поверхность и торцы доски шлифуют Можно обработать шкуркой и некоторые резные поверхности (обертки кал).

Окраска. Для придания резьбе большей выразительности, её можно покрыть водорастворимой морилкой различной степени разведения. Покрывало цветов лучше оставить неокрашенным, остальные части покрыть тёмным тоном, а фон - несколько более светлым. Рабочую поверхность ни морилкой, ни лаками или мастиками не обрабатывают Для того чтобы морилка с тёмноокраши-ваемых участков не затекала на светлые, необходимо ещё раз пройтись косяком по периметру светлых элементов.

Окраску лучше производить при дневном освещении, у окна. Нанеся морилку вечером, под лампой, вы рискуете увидеть утром совсем не те тона, которью планировали: вечерний коричневый вполне может оказаться при дневном свете красным.

Окончательная отделка. Рабочую поверхность доски можно пропитать подсолнечным маслом для защиты её от воздействия воды.

Остальные поверхности покрывают лаком или восковой мастикой с последующей полировкой волосяной щёткой или бархоткой до блеска. Оставлять резьбу без отделки не следует, так как морилка пачкается.

Н. Бубнов, Москва



0 1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10